Налог на развитие

Аэропортовая инфраструктура России требует значительных капиталовложений. Инвестиции в нее уже начались, и на ближайшие годы запланировано их значительное увеличение. По данным Росавиации, только в Федеральной целевой программе (ФЦП) "Модернизация транспортной системы РФ на 2003-2010 годы" подпрограмма "Гражданская авиация" предусматривает вложение в реконструкцию аэродромных комплексов 21,8 млрд руб. в 2009 г. и 33,1 млрд руб. — в 2010 г., а ФЦП "Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы" предполагает инвестиции на эти цели в размере 41,5 млрд руб.
Таким образом, на первый взгляд все прекрасно, а будет и того лучше. Однако в реальности перспектива дальнейшего существования и развития предприятий аэропортового сектора гражданской авиации сегодня напоминает интригу, где выживших просто может не оказаться.
Чтобы понять суть проблемы, следует обратить внимание на налогообложение. В действующем налоговом законодательстве совершенно отсутствуют какие-либо нормы, направленные на поддержание экономической устойчивости предприятий воздушного транспорта — в отличие от всех прочих видов транспорта общего пользования. Текущие налоговые ставки в отношении объектов инфраструктуры аэропортов федерального значения в большинстве случаев многократно превышают доходы от их деятельности.
Дополнительным фактором, обостряющим эту ситуацию, является, как это ни парадоксально звучит, реализация ФЦП "Модернизация транспортной системы РФ на 2002-2010 годы", в соответствии с которой ежегодно инвестируется значительный объем капиталовложений в реконструкцию аэродромных комплексов. Вложенные инвестиции, естественно, увеличивают стоимость объектов аэропортовой инфраструктуры, что, как следствие, вызывает резкое возрастание налоговых обязательств предприятий при принятии на баланс реконструируемых аэродромов.
Приведем пример. В 2007 г. федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП АГА) — балансодержатель федерального имущества аэродромных комплексов московских аэропортов Шереметьево и Внуково — оплатило налог в размере 8 млн руб. В этом году налоговое обязательство предприятия составит 62 млн руб. А в 2011 г., с учетом планируемых вложений, предстоит оплатить налог в размере свыше 1 млрд руб.
В таблице представлены расчеты налога на имущество, сделанные специалистами ФГУП АГА с учетом планируемых инвестиций в аэропортовую инфраструктуру в рамках ФЦП. Указанные в таблице суммы превышают расчетные возможности всех аэропортов по арендной плате за это имущество, а региональные аэропорты просто убивают наповал.
Получается, что ситуация с налогообложением в этой сфере сегодня поставлена с ног на голову: чем больше инвестируется в развитие инфраструктуры, тем сложнее будет выжить предприятиям отрасли.
Схожая ситуация для экономики аэропортов складывается при установлении ставки земельного налога и платы за земли организациями гражданской авиации.
С 1 января 2008 г. введена ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в размере 1,5% от их кадастровой стоимости. Расчеты показывают, что такой процент полностью лишает экономического смысла деятельность операторов аэропортов. Действующая ставка многократно превышает их чистую прибыль и несопоставима с доходами. И это только в отношении успешных аэропортов, не говоря об объективно убыточных, к которым относится свыше 90% всех аэропортов страны. Например, по данным ФГУП АГА, при существующем налоге на землю прогнозная величина ставки арендной платы за пользование земельным участком составит для аэропорта Ростова-на-Дону более 60% его чистой прибыли, а для аэропорта Омска — более 400%. Для сравнения отметим, что организации государственных автодорог общего пользования освобождены от уплаты земельного налога.
Соответственно, сегодня остро ощущается необходимость срочного пересмотра налоговой политики в отношении предприятий транспортной отрасли. Предоставление налоговых льгот предприятиям авиатранспортной отрасли по налогу на имущество и на земельные участки, имеющие единый общий статус ограниченных в обороте, позволит обеспечить эффективную экономическую поддержку, создаст условия для развития и установления конкурентоспособности всех видов транспорта.
Понимание необходимости принятия вышеназванных мер есть и в Минтрансе, и в Госдуме. В конце октября 2008 г. Комитет по транспорту ГД внес на рассмотрение проект федерального закона, направленный на внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части освобождения от уплаты налогов в отношении объектов инфраструктуры предприятий федерального транспорта общего назначения, а также в отношении земельных участков, занятых указанными объектами. Установление льгот по данному законопроекту предполагает финансовое обеспечение консолидированных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством. Таким образом, то для того чтобы закон о льготах по налогу на имущество и земельные участки заработал, достаточно будет внести изменения в федеральный бюджет на 2009-2011 гг. в части предоставления трансферов субъектам РФ.

  "Саратовские авиалинии" получили третий летающий самолет Ан-148

Расчет налога на имущество, находящегося на балансе ФГУП АГА, в связи с капиталовложениями по ФЦП Объект Год ввода в эксплуатацию Стоимость имущества после реконструкции, млн руб. Налог на имущество, млн руб. 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Анапа 2012 4176,0 — — — — — 92,0 88,0 84,0 80,0 Внуково 2008-2011 9285,0 0,38 0,29 73,0 70,0 67,0 195,0 188,0 181,0 174,0 Кольцово 2009-2012 10784,7 1,0 0,8 61,0 59,0 57,0 55,0 228,0 218,0 208,0 Мурманск 2012 1900,0 — — — — — 42,0 40,0 38,0 36,0 Пенза 2012 1050,0 — — — — — 23,0 22,0 21,0 20,0 Сочи 2008-2012 24100,0 — — 111,0 107,0 104,0 101,0 512,0 491,0 470,0 Шереметьево 2008-2014 23000,0 7,2 6,9 176,0 169,0 162,0 155,0 202,0 194,0 470,0

 

Add a Comment